Приозерский муниципальный район Ленинградской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности | Основная образовательная программа начального общего образования |
Наименование профессии, специальности, направления подготовки, научной специальности | Основная образовательная программа начального общего образования |
Уровень образования | начальное общее образование |
Форма обучения | очная |
Срок получения образования | 4 года |
Адаптированная образовательная программа | Нет |
Государственная аккредитация | Не требуется |
Обязательная часть - перечень учебных предметов для 1-3 класса по УМК «Школа России», для 4 класса по УМК «Начальная школа XXI века» обязательных для изучения на первой ступени обучения, в соответствии с ФГОС НОО, по которым проводится оценка образовательных достижений учащихся по итогам учебного года. Обязательная часть учебного плана школы представлена следующими областями:
Обязательные для изучения предметные области.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение»: направлена на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Изучение предмета «Русский язык» направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» предусматривает изучение «Русского языка» (1,2,3,4 классы), «Литературного чтения» (1,2,3,4 классы). В учебном плане на изучение предметов «Русский язык» в 1-х классах отводится 5 часов, во 2-4 кл-3 часа, на «Литературное чтение» - в 1кл 4 часа, во 2-3 классе предусмотрено 4 часа, в 4кл.-3 часа.
Предметная область Родной язык и литературное чтение на родном языке.
Данная область является обязательной и реализуется через изучение родного языка (русский язык) и литературного чтения на родном (русском) языке во 1-2 –х классах. На изучение данных предметов отводится 1 час.
Предметная область «Иностранный язык». Изучение учебного предмета «Английский язык» направлено на приобретение навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей, освоение правил речевого и неречевого поведения; на расширение лингвистического кругозора; способствует формированию дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах. Изучение «Английского языка» начинается со 2 класса по 2 часа в неделю по программе «Английский язык».
Предметная область «Математика и информатика».
Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Предметная область «Математика и информатика» предусматривает изучение учебного предмета «Математика» по 4 часа в неделю.
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к природе, своему поселку, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности. На изучение предмете «Окружающий мир» отводится 0,5ч в сентябре –октябре в1кл, далее по 2 ч.в неделю в 1-4кл.
Предметная область «Искусство».
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный предмет «Изобразительное искусство» можно изучать отдельно или в качестве интегрированного предмета «Художественный труд».В образовательную область «Искусство» входят учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка», как самостоятельные предметы с учебной нагрузкой по 1 часу в неделю соответственно.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
В 4 классе предметная область «ОРКСЭ» (основы религиозной культуры и светской этики) реализуется через модуль «Основы светской этики». Выбор модуля осуществляется родителями(законными представителями) обучающихся. Предмет направлен на включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции, воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории современности России. На его изучение отводится 1ч.в неделю в 4кл.
Предметная область «Технология».
Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. Образовательная область «Технология» предусматривает изучение предмета «Технология» с учебной нагрузкой 1 час в неделю во всех 1-4-х классах.
Предметная область «Физическая культура».
Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формированию первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Развитию и всесторонней физической подготовленности ученика.
Предметная область «Физическая культура» в 1 и 2 четверти 1 кл. включает по 1 ч. физической культуры, в 3 и 4 четверти 1 кл. и во 2-4-х классах - по 2 часа
Предложенное распределение часов дает возможность перераспределять нагрузку в течение учебного года, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
В учебном плане указан объем в часах на каждое направление внеурочной деятельности.
Раздел части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений
Учебный план в соответствии с ФГОС НОО предусматривает 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года для 1 классов – 33 учебные недели, для 2, 3,4-х классов – 34 учебные недели. Продолжительность урока составляет во 2—4 классах — 40мин
Продолжительность урока для 1-х классов:
- с сентября по декабрь - по 35 минут, с января по май - по 40 минут (п.3.4.16.СанПиН 2.4.2.3648-20),
- число уроков в день: в сентябре-октябре – по 3 урока в день, в ноябре-мае – по 4 урока с целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе. В середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут,
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для 1-го класса предусматриваются дополнительные каникулы – 1 неделя (письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001года № 408/13-13).
На основании п. 3.4.16.СанПиН 2.4.2.3648-20:
- учебная неделя в 1-х классах организуется только в режиме 5-дневной учебной недели,
- для 2-4-х классов определена пятидневная учебная неделя.
В 1 классах при использовании «ступенчатого» режима обучения максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе – 21 час, во 2, 3, 4-х классах – 23часа.
При составлении учебного плана образовательного учреждения групповые занятия учитываются при планировании часов внеурочной деятельности с учетом действующих санитарно-эпидемиологических требований и нормативов.
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: 1,5 часа — для 2 и 3 классов, 2 часа — для 4 класса. Обучение первоклассников проводится без бального оценивания знаний и домашних заданий.
В учебном плане строго выдержаны предъявляемые требования к условиям обучения школьников из расчета на 5-ти дневную учебную неделю. Учебная нагрузка не превышает максимальный объем обязательной нагрузки.